И ещё раз про выставку "Брат Иван"!
"Три царевны подземного царства" - картина Васнецова менее известная, чем "Богатыри", "Алёнушка" или "Иван-царевич на сером волке", но меня она гипнотизирует. Учитывая же современную политическую повестку, картина более, чем актуальная ;)
В 1879 г. Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины на сказочно-былинную тематику для правления строящейся Донецкой железной дороги. В цикл вошли "Битва скифов со славянами", "Ковёр-самолет" и "Царевны". Картины правлению не понравились, две выкупил сам Мамонтов, а "Царевны" перешли к Михаилу Морозову.
Для меня в этой картине прекрасно всё :) Прежде всего, я в восторге насколько Васнецову удалось передать настроение эпохи, разрыв между старым и новым, непонимание между поколениями.
Три царевны - три сестры, каждая из которых олицетворяет богатство Донецкой земли - золото, драгоценные камни и самое главное... уголь. Именно угольной царевне Васнецов отводит главную роль на полотне. Она существенно отличается от своих сестёр - не только молодостью, но, прежде всего, своим платьем - сшитое по последней моде, с открытыми руками - только одной этой деталью она уже бросает вызов традиционной культуре. Современные украшения светятся, словно электричеством, тоже тонкая, но значительная деталь в одеянии царевны. Важнее всего понимать, что угольная царевна олицетворяет будущее, которое стало возможно, благодаря открытию запасов угля в Донецком бассейне и их активному промышленному освоению.
Взглядами, которые старшие сёстры бросают на героиню, композиционными и идеологическими приёмами, Васнецов делает всё, чтобы подчеркнуть разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам.
(Кстати, в 1884 г. Васнецов делает повтор этой же картины, но немного меняет композицию и, на мой взгляд, полотно уже не так "звучит").